суботу, 10 жовтня 2015 р.

Тетяна Малахова: Слово сильнее пули!

Сегодня я почему-то припомнила весну далекого 1982 года... По каким-то делам я, вчерашняя выпускница школы, была в Москве. Уезжая из Горловки, я взяла с собой номер телефона экс -донецкого поэта Владимира Демидова, который долгое время руководил горловским литературным объединением и был моим первым учителем в поэзии, если можно так выразиться.

Перед своим переездом на ПМЖ в Москву он дал мне свой московский телефон и посоветовал поступать в Литинститут. Ну, само собой, разумеется, сказал, чтоб звонила, когда буду в столице. В Литинститут я почему-то решила не поступать, а будучи в Москве позвонила Владимиру Изотовичу, которого очень уважала и скучала по нем – он был хорошим руководителем и ко мне, школьнице, относился с отцовским вниманием. Владимир Изотович пригласил меня к себе на работу в журнал «Красный крест», радушно принял, расспросил о Горловке и, узнав, что у меня куча времени, организовал мне походы в театр и встречи с интересными людьми. Один человек мне запомнился особенно...
Это был комсомольский поэт 20-х гг Александр Жаров. Сначала я даже припомнить не могла, кто это, но Владимир Изотович шепнул: «Это автор пионерского гимна «Взвейтесь кострами, синие ночи...» «А-а-а» , - подумалось мне.
 
К тому времени Жаров, конечно, уже стал старичком и жить ему оставалось года два, но в период нашей встречи был он бодреньким и даже работал в «Окнах РОСТа», где и состоялась наша встреча. Не помню, что он мне рассказывал о Маяковском , что-то рассказывал... (хотя Маяковский при жизни Жарова не жаловал) мне запомнилось другое - Жаров рассказал о своей работе в «Окнах РОСТа» и как государство заботилось о бойцах идеологического фронта. Больше, чем о солдатах из окопов. По всем городам и весям искали молодежь, которая могла сочинять стихи и рисовать плакаты и карикатуры. Им хорошо платили и сытно кормили, чтобы урчание в животе не мешало идеологической пропаганде. От них требовалось разъяснять в доступной форме политику партии как единственно верную и высмеивать врага и т.д. «За осмеянным и превращенным в клоуна никто не пойдет»... Жаров был разговорчив, и я могла бы остаться в «Окнах РОСта» на несколько часов, но мне край надо было ехать в магазин «Польская мода». (Кажется, я и в Москву-то ради покупок приезжала).
 
Сейчас –то я понимаю, что Жаров и К было такое Ольгино-лайт. Но не о путинской идеологической машине, пардон, махине, я хочу сказать, которая далеко ушла вперед от своих истоков. Я снова о нашем проигрыше в идеологической и информационной войне. Сколько талантливой украинской молодежи я вижу в ФБ, которая могла бы это Ольгино и всю «вату» разнести своим искрометным талантом в два счета, если бы государство выделило деньги и организовало их, дало возможность потеснить на ТВ изъеденных молью политиков...
 
Но этого нет. Зато есть Минстець. Просто любопытно, какая от него польза?
 
Что касается Жарова, я сразу « узнала» его через пару лет «между строк» у Булгакова в «Мастере и Маргарите», когда Иван Бездомный орал на комсомольского поэта Рюхина и высмеивал его: «"Взвейтесь! " да "развейтесь! "...
Немалой была роль комсомольца Жарова в пропаганде, коль его вспомнил в своем великом романе Мастер. Это я к тому, что не надо игнорировать силу слова. Слово сильнее пули.


Тетяна Малахова

Немає коментарів:

Дописати коментар